Суббота, 25.11.2017, 02:48
Приветствую Вас, Гость

- Советы  психолога  родителям.

Поощрение и наказание ребенка.

Основным способом поощрения является похвала. Материальные формы поощрения не стоит связывать с конкретными достижениями ребенка, его послушанием, выполнениями требований и запретов. Материальные формы поощрения должны быть свидетельством  значимости ребенка и его  самооценки, эмоционального приятия ребенка родителями, показанием их заботы и внимания, любви и привязанности.

В похвале различают два аспекта. Первый-это то, что взрослый говорит ребенку. Второй- то, что ребенок сам говорит себе, те выводы, которые  он делает из нашей похвалы. Если первый аспект  реалистичен и объективен, то второй – позитивен и продуктивен, приводит к формированию саморегуляции.

 Оценочная похвала бесполезна с точки зрения перспектив личностного развития ребенка,  так, как она не ведет к выработке собственных критериев оценки поведения и деятельности, выступающих основой саморегуляции.

Продуктивная похвала оценивает действие ребенка через описание результатов и их последствий, усилий ребенка и его чувств, не содержит в себе сравнения ребенка с другими детьми, позволяет ребенку самому выработать критерии оценки и произвести ее.

Наказание является крайне нежелательной формой  регуляции поведения ребенка и допускается лишь в экстремальных ситуациях. Физические наказания не допускаются, так как являются причиной формирования агрессивности ребенка, тревожности и неуверенности в себе. Поэтому  предпочтительно предупреждение асоциальных поступков ребенка на основе прогнозирования его поведения. Запрещение - важный фактор  предупреждения асоциального поведения должно быть корректно сформулировано.

Следует различать тотальные и конкретные запрещения. Тотальные запреты формулируются в безличной, абсолютной и  безальтернативной форме по отношению к поступкам ребенка, представляющим угрозу жизни, безопасности и достоинству других людей, либо наносящим ущерб материальным ценностям.

Конкретные запрещения должны включать в себя:                                                                    

- констатацию чувств, желаний ребенка                                                                                      

- четкий запрет,                                                                                                                             

- предложение альтернативного действия взамен запрещаемого,                                             

- коммуникацию  понимания  взрослым негативных реакций ребенка, связанных с запретом.                                                                                                                                           Последовательная реализация указанных принципов в повседневной практике общения родителями повышает эффективность воспитания и поднимает уровень  детско –родительских отношений на более высокую ступень.

Педагог-психолог: Рабенко Т.В.